Рекомендации родителям школьников
Достоверно установлено, что наиболее уязвимым для возникновения нарушений здоровья периодом являются школьные годы.
Изменение двигательной активности в сторону продолжительного статического положения, высокие психо-эмоциональные нагрузки, интенсивная умственная деятельность приводят к срывам адаптационных механизмов и возникновению функциональных отклонений с дальнейшим формированием хронических патологий у детей.
Болезни костно-мышечной системы находятся в первой десятке лидирующих патологий у детей школьного возраста и на сегодня занимают шестое ранговое место среди заболеваний детей области.
Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в школе воспитывать и формировать правильную рабочую позу ребенка за школьной партой и на домашнем рабочем месте.
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях рекомендует посвятить специальный урок в первых классах формированию правильной рабочей позы школьника.
В соответствии с рекомендациями Приложения 1 к СанПиН 2.4.2.2821 -10 для формирования правильной осанки необходимо:
- обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом;
- приучить ребенка сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.
- нельзя опираться грудью о край парты (стола);
- расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.
При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.
При овладении навыкам письма ребенок опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.