Постановление от 29.09.2004 №2 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»


Постановление №2 от 29.09.2004

Об иммунопрофилактике инфекционных болезней

Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. Онищенко, проанализировав эпидемиологическую обстановку по инфекционной заболеваемости в Российской Федерации и ход проведения иммунизации в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря прививок по эпидемическим показаниям, установил, что несмотря на проведение ряда организационных и практических мероприятий по увеличению охвата населения прививками, в работе по иммунопрофилактике инфекционных болезней продолжают иметь место серьезные недостатки.

Крайне высокими остаются показатели заболеваемости краснухой. За 7 мес. 2004 г. число заболевших возросло на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 88 на 100тыс. населения, а в республиках Мордовия, Марий Эл, Хакассия, Красноярском и Приморском краях, Ульяновской области – 360-615 на 100тыс. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в последние два года закупки вакцины против краснушной инфекции в централизованном порядке не проводились.

В недостаточном объеме осуществляются и централизованные закупки вакцин против вирусного гепатита В для иммунизации новорожденных детей и подростков. В 2004 г. выделено ассигнований на приобретение лишь 7млн. доз вакцины при потребности регионов в 12млн. доз.

В текущем году заболеваемость коклюшем возросла в 2 раза, корью – на 3%. В Республиках Дагестан, Северная Осетия, Кабардино-Балкарская Республика, Чеченская Республика, Амурской области показатели заболеваемости корью в 8-20 раз выше, чем в целом по стране.

Высокие уровни заболеваемости дифтерией, в 2-4 раза превышающие общероссийские показатели, сохраняются в Калужской, Новгородской, Псковской, Свердловской, Челябинской областях, гг. Москве и Санкт-Петербурге. При этом 70% заболевших составляют лица старше 30 лет, не привитые против этой инфекции. За 7 мес. 2004 г. заболеваемость дифтерией среди детей возросла на 15,6% за счет Республики Карелия, Пермской, Самарской, Смоленской, Челябинской и Вологодской областей.

Такое положение является следствием недостаточного охвата детей вакцинацией и ревакцинацией, низким объемом иммунизации против кори и эпидемического паротита по эпидемическим показаниям, несоблюдением условий транспортирования и хранения вакцин, особенно в республиках Северо-Кавказского региона.

В Ивановской, Ульяновской, Ярославской областях, Ненецком, Эвенкийском, Чукотском, Ямало-Ненецком автономных округах не достигнут 95% охват детей вакцинацией против коклюша и эпидемического паротита. Показатели охвата ревакцинацией ниже 95% против кори имели место в 19, против эпидемического паротита – в 29, коклюша – в 17, дифтерии – в 10, полиомиелита – в 7 субъектах Российской Федерации. Особую тревогу вызывает неудовлетворительное положение дел с иммунизацией населения в Чеченской Республике.

В ряде лечебно-профилактических учреждений по-прежнему отмечаются факты необоснованных медицинских отводов и отказов населения от проведения профилактических прививок, что свидетельствует как о недостаточной подготовке медицинских работников по вопросам иммунопрофилактики, так и о низкой эффективности разъяснительной работы среди населения о необходимости проведения профилактических прививок.

Органы управления здравоохранением, особенно в республиках Северо-Кавказского региона, не приняли действенных мер по созданию надлежащих условий транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов.

В текущем году имели место перебои и приостановки поставок вакцин АКДС и АДС-М в г. Москву, Оренбургскую, Калининградскую, Пермскую области, вакцины против кори - в г. Москву, Республики Калмыкия, Саха (Якутия), Московскую, Магаданскую, Свердловскую, Нижегородскую области, вакцин БЦЖ и БЦЖ-М - в Пермскую область, Ханты-Мансийский автономный округ. До сих пор не создана эффективная система снабжения иммунобиологическими препаратами Чеченской Республики.

Низкими темпами и в недостаточном объеме реализуются региональные и муниципальные программы Вакцинопрофилактика. Недостаточно используются средства местных бюджетов, фондов обязательного медицинского страхования, страховых кампаний и других организаций для закупки вакцин в целях проведения иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям, даже в регионах с крайне высоким уровнем заболеваемости корью, эпидемическим паротитом, вирусным гепатитом В. В текущем году на закупку противокоревой вакцины для массовой иммунизации взрослого населения выделены ассигнования лишь в 26-ти субъектах Российской Федерации.

Центры Госсанэпиднадзора в г. Москве, Свердловской области и ряде других территорий до настоящего времени осуществляют расчет потребности, хранение и распределение иммунобиологических препаратов по лечебно-профилактическим учреждениям, что не предусмотрено Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Сложившаяся ситуация в организации и проведении иммунизации населения ставит под угрозу реализацию Программы ликвидации кори на территории Российской Федерации к 2010 году, Национального плана действий на 2003-2005 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе, затрудняет работу по борьбе с инфекционными заболеваниями в стране.

В целях предупреждения дальнейшего роста инфекционной заболеваемости населения Российской Федерации и в соответствии с Федеральным Законом О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ ст. 51 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650), Федеральным законом Об иммунопрофилактике инфекционных болезней от 17.09.1998г. № 157-ФЗ ст. 7, 9 (Собрание законодательства Российской Федерации,1998, № 38 ст.4736) постановляю:

1. Главам администраций субъектов Российской Федерации рекомендовать:

1.1. Рассмотреть вопрос о ходе реализации региональных и муниципальных программ Вакцинопрофилактика, внести необходимые коррективы в планы мероприятий, направленных на совершенствование иммунопрофилактики инфекционных заболеваний.

1.2. Предусмотреть в соответствии с конкретной эпидемиологической обстановкой выделение необходимых ассигнований на закупку вакцин для проведения профилактических прививок по эпидемическим показаниям.

2. Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию обеспечить своевременную закупку и поставку вакцин для иммунизации населения в рамках национального календаря профилактических прививок.

3. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации:

3.1. Провести анализ эпидемиологической обстановки по инфекционным заболеваниям, управляемым средствами специфической профилактики, обеспечения лечебно-профилактических учреждений иммунобиологическими препаратами, разработать и организовать проведение дополнительных мероприятий, направленных на улучшение работы по иммунопрофилактике населения.

3.2. Внести в органы исполнительной власти предложения о выделении ассигнований на проведение прививок по эпидемическим показаниям в соответствии со сложившейся эпидемиологической обстановкой.

3.3. Активизировать работу по проведению массовой иммунизации против кори взрослого населения.

4. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

4.1. Принять действенные меры по обеспечению максимального охвата вакцинацией и ревакцинацией детей в сроки, предусмотренные национальным календарем профилактических прививок.

4.2. Осуществлять необходимые мероприятия по созданию надлежащих условий транспортировки и хранения вакцин в лечебно-профилактических учреждениях.

4.3. Организовать систематическое повышение квалификации врачей педиатров по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней.

4.4.Усилить работу с населением, направленную на снижение отказов от проведения иммунопрофилактики.

5. Главным государственным санитарным врачам субъектов Российской Федерации:

5.1. Осуществлять действенный надзор за организацией и проведением иммунопрофилактики инфекционных болезней.

5.2. Обеспечить эффективный контроль за соблюдением учреждениями здравоохранения условий транспортирования и хранения иммунобиологических препаратов.

5.3. Активизировать работу со средствами массовой информации по информированию населения об эпидемиологической ситуации по инфекционным заболеваниям и необходимости иммунопрофилактики.

Постановление не нуждается в государственной регистрации (Письмо Минюста России 07/9720 10Д от 13 октября 2004 года.)