КАК ПАЦИЕНТУ ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА?

Что можно сделать для защиты своих прав?
Мы умышленно не станем рассматривать проблемы, связанные с привлечением медицинских работников к уголовной ответственности, поскольку это компетенция правоохранительных органов. Для защиты нарушенных прав пациент может привлечь виновных к гражданской ответственности. Под ней понимают ответственность, связанную с дополнительными обременениями для правонарушителя, эта ответственность носит возместительный характер -- возмещение убытков. Под ними понимают все расходы, которые произведены или должны быть произведены в будущем для восстановления здоровья или иного нарушенного права. Возмещение убытков производится за счет имущества правонарушителя. Предусмотрены также и другие способы возмещения убытков: безвозмездное устранение недостатков оказанной услуги, соответствующее уменьшение цены оказанной услуги, безвозмездное повторное оказание услуги, возмещение понесенных расходов по устранению недостатков оказанной услуги. Можно потребовать и возмещения морального вреда. Но для его определения нет четких критериев, и суд сам взвешивает размер морального вреда, исходя из аргументов истца и ответчика.
Ответственность врачей и ЛПУ по возмещению ущерба, причиненного ими здоровью и жизни граждан, возникает, если доказаны: наличие причиненного ущерба; факт противоправных действий медицинских работников или медицинских учреждений; связь между совершенными противоправными действиями и причиненным ущербом; вина медицинских работников. Анализ практики судебных рассмотрений по искам пациентов последних лет показывает, что доказать все четыре пункта -- дело очень сложное, практически невозможное. В особенности затруднительна ситуация, когда врач предпринял неверные действия (бездействовал), поскольку не располагал необходимыми знаниями. В цивилизованных странах такая ситуация ведет к безусловному обвинению врача в непредумышленном убийстве и даже потере врачом права на работу по специальности. В нашей стране традиционно незнание считается извинительным обстоятельством.
Претензионная форма досудебного обращения к медицинскому учреждению необязательна, хотя и не возбраняется законом. Претензия -- это требование к ЛПУ о добровольном устранении нарушений прав пациента. Она предъявляется в письменной форме и подписывается пациентом или его представителем. К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие ваши требования, или заверенные копии, либо выписки из них. Претензия отправляется заказным или ценным письмом либо вручается под расписку и должна быть рассмотрена администрацией ЛПУ в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения претензии ЛПУ принимает соответствующее решение, которое оформляется приказом руководителя.

Как себя вести
ЛПУ не вправе отказать вам в медицинской услуге без законных оснований. Требуйте объяснения причин и справку об отказе в госпитализации, в оказании помощи. Справка должна содержать мотив отказа. При отказе выдать такую справку составьте документ за подписью свидетелей (соседей, пациентов, сидящих в очереди к кабинету врача). Предложите расписаться врачу, но даже если он откажется, у вас останутся основания для обжалования его действий. Если у вас требуют какой-либо платы, поинтересуйтесь, является ли эта услуга платной. Обязательно получите квитанцию (чек) и проверьте правильность суммы и описания -- за что уплачено. Если у вас требуют деньги в качестве условия оказания медицинской помощи, постарайтесь трезво оценить, можете ли вы где-то еще получить помощь. Возможно, для вашей жизни или жизни близкого вам человека это сейчас -- единственный шанс.
Уже ваша решимость и грамотные действия могут привести к тому, что медицинские работники поймут свою неправоту и окажут вам помощь или пояснят, как вы можете получить необходимую помощь. Закон и обычай требуют от медицинских работников даже в случае, когда они не обязаны или не могут оказать соответствующую помощь, содействовать вам в поиске возможности получить помощь. Не считайте зазорным и недостойным обратиться в суд, поскольку это ваше конституционное право. Не забывайте, что ваша главная цель -- получить высококачественную медицинскую помощь. Наказание халатных медиков, компенсация ущерба, выигрыш судебного иска -- все это обычно весьма слабая компенсация за ущерб здоровью.
Требуя компенсации нанесенного вам или вашим близким ущерба, помните, что это не месть, это то, что необходимо для нормального функционирования медицины и общества в целом, в известном смысле вы предотвращаете возможные завтрашние трагедии других больных. Четко выделите существо нарушения. Определите, кто конкретно нарушил ваши права, и в соответствии с этим определите свой интерес. Возмещение ущерба, причиненного здоровью пациента, возможно только при установлении вины медицинского учреждения. Не всякий вред, причиненный пациенту при оказании медицинской помощи, является противоправным. Важно, чтобы причиненный здоровью пациента при оказании помощи вред был меньше вреда предотвращенного. Это не только то, к чему вы стремитесь, но это и главное правило врачебной профессии.