Сегодня дистанционная продажа товаров - это способ торговли, широко применяемый во всем мире. В нашей республике стало популярным покупка товаров в интернет-магазинах. В консультационный центр обращаются потребители которые сталкиваются с теми или иными проблемами при покупке товаров дистанционным способом. В связи с этим хотим довести до сведения потребителей об особенностях продажи дистанционным способом.

Итак, согласно ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей дистанционный способ продажи товара представляет собой заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и др.) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора способами.

Особенностью данного способа продаж по сравнению с другими традиционными является:

Отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения.

Это означает отсутствие фактической возможности увидеть товар. Выбор представляет собой – знакомство с визуальным образом и текстовым описанием товара.

Дистанционные договоры заключаются вне стационарных мест торговли, то есть непосредственно по месту нахождения потребителя - на дому. Это позволяет потребителю рассматривать сделанное ему предложение, находясь дома, свободно и не испытывать никакого давления со стороны продавца, так как обе стороны не встречаются лицом к лицу;

Информация должна предоставляться потребителю, как до заключения договора, так и в момент его заключения (п. 2 и п. 3 ст. 26.1 Закона РФ О защите прав потребителей). При этом в соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом продавец до заключения договора розничной купли-продажи обязан обеспечить предоставление необходимой информации в объеме, предусмотренном данной нормой, которая в контексте требований ст. ст. 8 и 10 Закона РФ О защите прав потребителей должна доводиться в наглядной и доступной форме в описании товара, содержащемся в каталогах, проспектах, буклетах, фотоснимках либо визуальных носителях соответствующей информации, распространяемой средствами связи, или доводиться иными способами, обеспечивающими полное соблюдение указанных требований.

Между заключением и исполнением дистанционного договора существует промежуток времени, необходимый для доставки товара потребителю. Российское законодательство при решении вопроса об исполнении дистанционного договора исходит из понятия разумности его исполнения, если иное не предусмотрено договором. И только если повторно продавцом не соблюдаются сроки исполнения договора, то на него возлагается обязанность по его исполнению в течение семи дней с момента предъявления покупателем требования о его исполнении.

Правило возврата денег.

В соответствии с 21 пунктом Постановления Правительства РФ от 27. 11. 07г. №612 Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. При этом, если покупателю не была доведена информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

б) соразмерного уменьшения покупной цены;

в) замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

При возврате покупателем товара надлежащего качества продавцом составляется накладная или акт о возврате товара, в которых указываются:

а) полное фирменное наименование (наименование) продавца;

б) фамилия, имя, отчество покупателя;

в) наименование товара;

г) даты заключения договора и передачи товара;

д) сумма, подлежащая возврату;

е) подписи продавца и покупателя (представителя покупателя).

Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата товара и (или) возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором.

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.

В случае отказа в перерасчете за Вами остается право решить вышеуказанный вопрос в рамках гражданского судопроизводства, т.к. согласно ст. 11 ГК РФ и п.1 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 О защите прав потребителей защита нарушенных имущественных прав граждан при невозможности разрешения по обоюдному согласию сторон осуществляется судом в рамках гражданского судопроизводства.