Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия информирует:
Закон О защите прав потребителей был принят 22 мая 1991 г. в СССР, незадолго до распада Союза Советских Социалистических Республик, и был введен в действие в Российской Федерации 7 февраля 1992 г. Свежий ветер информации, демократии, свобод быстро помог зарождению и росту в стране новых структур, направлений, проявлению новых потребностей и попыток удовлетворить их по-новому.
В настоящее время в нашей стране активно функционирует потребительский рынок в самых различных сферах жизни человека.
И везде, везде нужно качество. Внутренняя потребность человека в высочайшем качестве всего, что его окружает, и всего, что он делает сам, отражает его сущность.
Именно вопросам обеспечения качества товаров, услуг населению и посвящен Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 О защите прав потребителей (далее – Закон).
До принятия этого Закона потребители в нашей стране были крайне ограничены в своих правах, что не позволяло им в полной мере предъявлять претензии, как к производителями продавцам товаров, к исполнителям услуг, а также защищать свои права в судебном порядке.
Закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и поставщиками услуг, для установления прав потребителей на получение ими товаров и услуг надлежащего качества, на безопасность этих товаров и услуг для жизни и здоровья потребителей, на получение информации о товарах и услугах и их поставщиках, на просвещение потребителей, на государственную и общественную защиту их интересов, а также для определения механизма реализации этих прав.
В Законе устанавливаются права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товаров, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдение им норм Закона в части установления сроков службы и сроков годности.
Закон устанавливает материальную ответственность исполнителя, изготовителя, импортера, продавца за некачественные товары или услуги, а также за вред, причиненный здоровью и жизни потребителя.
Закон утверждает, что потребитель имеет право на компенсацию морального вреда.
Закон регламентирует сроки, в которые исполнитель, изготовитель, продавец обязаны восстановить поставку потребителю качественного товара или услуги взамен некачественных.
Закон устанавливает право на объединение граждан в общественные организации потребителей. Общественные организации по защите прав потребителей - это некоммерческие организации, созданные по инициативе самого же общества, граждан, и призваны защищать интересы потребителей. Действенной мерой является разъяснительная и просветительская работа среди предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование, оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о правах потребителей.
7 февраля 2012 года исполняется двадцать лет Закону РФ О защите прав потребителей. Введение этого Закона положило начало созданию в России национальной системы защиты прав потребителей, обеспечило нормативно-правовое поле для ее функционирования, в том числе создало потребителям необходимые условия для осуществления самозащиты при нарушении их прав, а общественным объединениям – возможность организации деятельности по защите потребительских прав и интересов. Послужило точкой отсчета формирования в России гражданского общества.