*Общая информация о проекте* Одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей, в том числе на международном уровне. Стремясь подходить к вопросам защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологическому благополучию по целому спектру проблем комплексно, Роспотребнадзор принимает меры к оптимизации контроля и надзора в установленной сфере деятельности, обеспечивая эффективную защиту соответствующих личных имущественных и связанных с ними неимущественных прав граждан, как в досудебном, так в судебном и административном порядке, следуя принципу обеспечения разумного баланса между интересами предпринимателей и потребителей при неснижаемом уровне гарантированной государством защиты прав последних. Учитывая важность международной деятельности, Роспотребнадзор тесно сотрудничает со всеми вовлеченными в эту работу международными институтами и организациями. Так, с июля 2004 года Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека участвует в реализации германо-российского проекта Совершенствование обеспечения безопасности пищевых продуктов и защиты прав потребителей в Российской Федерации. Данный проект реализуется на территории Российской Федерации с сентября 2001 года. Первоначально сроки реализации проекта были определены с сентября 2001 года по декабрь 2003 года. Актуальность тематики проекта для нынешнего этапа реформ, проводимых в России, результативность всех его направлений обусловили принятие решения о продолжении проекта до июля 2006 г., а позже до декабря 2009 года. *Цели проекта* Цели проекта - обеспечение российских потребителей новыми возможностями реализации своих прав, в том числе права на приобретение (потребление) безопасной пищевой продукции, на основе транспарентной и гармонизированной с европейским законодательством правовой базы и более совершенного инструментария в сфере обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей. *Партнеры по реализации проекта* Основным германским партнером выступает Федеральное министерство продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей ФРГ (BMELV) при поддержке таких специализированных объединений по безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей, как: - Федеральная служба по защите прав потребителей и безопасности пищевой продукции (BVL), - Федеральный институт по оценке риска (BfR), - Федеральный союз потребителей (vzbv), - Союзы потребителей федеральных земель Нижняя Саксония и Гессен, - Институт тестирования товаров и услуг Штифтунг Варентест (SWT). - Исполнителем проекта на конкурсной основе выбрана консалтинговая фирма АДТ Проект ГмбХ. Основным партнером по реализации проекта с российской стороны до апреля 2004 г. являлось Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), а с июля 2004 г. - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Другими партнерами и участниками проекта являются: - ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, - Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, - ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае, - НИИ питания РАМН, - мэрия городского округа Тольятти, - Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП), - Национальный институт технического регулирования (НИТР), - заинтересованные российские отраслевые объединения и учреждения, разработчики проектов технических регламентов в области пищевой продукции. Координацию работы участников проекта и оперативное управление проектом осуществляют германский координатор проекта, директор фирмы АДТ Проект ГмбХ д-р Ф. Шмитт и бюро проекта в г.Москве (e-mail: 19710714@post.ru [1], 8 495 7872545). *Вклады германской и российской сторон* Значительным вкладом германской стороны является привлечение германских экспертов, которые являются высококвалифицированными специалистами в области международного, европейского и германского продовольственного и потребительского права, организации контроля и надзора за безопасностью пищевой продукции, консультирования и информирования потребителей. Эксперты оказывают консультационную и информационную поддержку участникам проекта посредством регулярных краткосрочных визитов в Россию, участия в различных мероприятиях (конференции, семинары, консультационные встречи, круглые столы), проводимых как в рамках проекта, так и вне его, подготовки специальных заключений на проекты технических регламентов и материалов по различным темам, входящим в компетенцию проекта, а также по запросам российской стороны. С российской стороны, Роспотребнадзор осуществляет координационные функции по отношению к другим российским партнерам проекта. На начальном этапе функционирования проекта задача экспертов с российской стороны сводилась к обмену опытом с германскими участниками по вопросам законодательного регулирования в сферах обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей, организации и осуществления контроля и надзора за безопасностью пищевой продукции, систему защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, роль общественных организаций потребителей и органов местного самоуправления в обеспечении прав потребителей и т.п. С развитием такого направления проекта, как информирование и консультирование потребителей, российские эксперты сориентированы на разработку специальных материалов для российской инфотеки. Всего было подготовлено более 20 таких материалов, причем некоторые из них актуализировались в связи с изменением законодательства. Ежегодно проводятся стажировки и другие обучающие мероприятия. С начала проекта более 60 человек прошли стажировку в Германии и ознакомились с обеспечением безопасности пищевой продукции и организацией защиты прав потребителей в Германии. Так, например, организаторы защиты прав потребителей и консультанты, непосредственно работающие в созданных в России консультационных пунктах, ежегодно стажируются в консультационных пунктах земельных Союзов потребителей и в Федеральном союзе потребителей Германии. Причем германская сторона берет на себя расходы по пребыванию российских делегаций в Германии и организации обучения, включая перевод, а российская сторона оплачивает проезд до Германии и обратно. В сфере защиты прав потребителей германо-российский проект сделал акцент на усилении консультирования и информирования потребителей в России. В Германии консультирование потребителей осуществляют 16 земельных союзов потребителей, которые существуют уже более 50 лет, и около 200 местных консультационных пунктов. Консультационные пункты осуществляют консультирование потребителей на личном приеме, по телефону, в письменной форме, а также по электронной почте (в настоящее время приостановлено). Около 4 млн. потребителей (население Германии более 82 млн. чел.), из них 40% постоянные клиенты, ежегодно обращаются за советом или помощью. Консультационные пункты проводят ежегодно около 3 млн. консультационных бесед. Это 15 тыс. консультаций в год на один консультационный пункт или 60 консультаций ежедневно. Необходимо отметить, что консультирование потребителей и в Германии, и в России преследует такую важную цель, как повышение эффективности превентивных мер при защите прав потребителей. Однако механизмы достижения этой цели имеют различие, которое заключается в том, что консультирование в Германии в первую очередь ориентировано на предоставление потребителю необходимой и достоверной информации о товаре или услуге до совершения покупки или заключения договора, то есть, когда потребитель еще только намерен что-либо купить или заказать какую-либо услугу и стоит перед сложной проблемой выбора. Наряду с этим в Германии проводят консультации и по проблемам, возникшим уже после совершения покупки, и при досудебном разрешении конфликта, и при судебном разбирательстве. Еще раз подчеркнем, что с конкретным потребителем в Германии работают общественные организации. В консультационных пунктах можно получить консультации по широкому спектру вопросов: торговое и договорное право, рекламации, страхование, телекоммуникация, обеспечение в старости, финансирование строительства, питание, экономия энергии, потребительские кредиты и др. Как видно большинство вопросов связано с повышением финансовой грамотности населения, что весьма актуально и для России. 6 октября 2005 в г.Тольятти в рамках германо-российского проекта был проведен Всероссийский семинар Консультирование и информирование потребителей. Опыт Германии и России, на котором в том числе были озвучены результаты деятельности пилотного консультационного центра в г.Тольятти созданного 29 октября 2003 г как дополнение к отделу защиты прав потребителей мэрии с целью усилить такую составляющую защиты прав потребителей, как консультирование и информирование. В целях распространения опыта консультационного центра мэрии городского округа Тольятти, его сотрудники привлекаются к участию в различных мероприятиях проекта. Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю, ознакомившись в ходе упомянутого Всероссийского семинара с практикой работы консультационного центра г.Тольятти, выступило с инициативой создания в крае сети консультационных пунктов. Руководство Роспотребнадзора поддержало эту инициативу Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю и ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае. Таким образом, Роспотребнадзор совместно с германским руководством проекта определили Пермский край в качестве пилотного региона для отработки концепции создания консультационных пунктов на базе ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае и его структурных подразделений в районах края. Во время семинара и в ходе дополнительного визита в г.Тольятти представители Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю внимательно ознакомились с организацией работы консультационного центра и имеющимися информационными материалами. Часть материалов, включая разработки российских экспертов, была передана для консультационных пунктов Пермского края на бумажных и электронных носителях. Два специалиста Управления, в чью компетенцию входят вопросы защиты прав потребителей и безопасности пищевой продукции, прошли недельную стажировку в Германии с целью изучения организации работы консультационных пунктов. Были выделены помещения под консультационные пункты, телефонные линии, необходимая мебель. Рабочие места оборудованы компьютерами, приобретена специальная и научно-популярная литература. Подобраны квалифицированные кадры. Результатом этих усилий явилось открытие в 2006 г. в рамках германо-российского проекта на базе ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае и его филиалов сети консультационных пунктов и организовано консультирование потребителей. *Формирование консультационных пунктов в системе Роспотребнадзора* Для изучения положения дел с формированием консультационных пунктов в системе Роспотребнадзора ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора провел специальное обследование. По информации, полученной от ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, по состоянию на август 2008 г. создано 55 консультационных пунктов на базе 15 ФГУЗ - центров гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай, Республике Хакасия, Кабардино-Балкарской Республике, Приморском крае, Пермском крае, Хабаровском крае, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, г.Санкт-Петербурге. Наибольшее количество консультационных пунктов создано в Ленинградской области -13, Новосибирской области - 9, Свердловской области - 8, Липецкой области -6, Пермском крае -6, Республике Хакассия -4. Опыт Германии по консультированию и информированию потребителей использовался при создании консультационных пунктов в Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае, Воронежской, Кировской, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Свердловской, и Челябинской областях. Информация об этом опыте была получена на семинаре-совещании, организованном Роспотребнадзором, на конференции в г.Перми, проведенной в раках германо-российского проекта. Количество работающих в консультационных пунктах составляет 70 человек. В Пермском крае в 6 консультационных пунктах работают 8 специалистов, в Республике Хакасия - 4 специалиста в 4 консультационных пунктах, Новосибирской области - 11 человек в 9 пунктах, Воронежской области - в 1 пункте работают 3 специалиста. Из 70 специалистов 67 имеют высшее образование и 3 среднее. 25 человек - юристы, 24 - санитарные врачи, 9 - товароведы, 5 - экономисты и 7 - другие специальности. Консультационные пункты имеют необходимое оборудование: компьютеры, факсы, модемы, ксероксы. Имеется специальная и популярная литература по вопросам защиты прав потребителей, обеспечен доступ к Интернету и информационно-правовым базам. В Пермском, Хабаровском краях, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской областях имеется инфотека. Консультационные пункты оказывают следующие услуги: 1) консультирование потребителей: - по вопросам защиты прав потребителей (все 15 субъектов Российской Федерации, имеющие консультационные пункты), - по вопросам гигиенического воспитания и здорового образа жизни (Кабардино-Балкарская Республика, Приморский край, Пермский край, Хабаровский край, Воронежская область, Ленинградская область, Липецкая область, Ростовская область, г.Санкт-Петербург), - иным вопросам, не касающимся защиты прав потребителей (трудовое право, пенсионное обеспечение, страхование и т.п.) ( Республика Хакасия, Пермский край, Ростовская область, г.Санкт-Петербург); 2) консультирование предпринимателей: - по вопросам обеспечение законных прав потребителей (Республика Алтай, Республика Хакассия, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Липецкая область, Новосибирская область, Ростовская область, Челябинская область, г.Санкт-Петербург), - по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (Республика Хакасия, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Приморский край, Хабаровский край, Липецкая область, г.Санкт-Петербург), 3) проведение экспертизы товаров ( Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Хабаровский край, Липецкая область, Ростовская область, Свердловская область, Челябинская область, г.Санкт-Петербург); 4) обучение предпринимателей (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Хабаровский край, Новосибирская область, г.Санкт-Петербург); 5) распространение литературы по вопросам защиты прав потребителей (Республика Алтай, Кабардино-Балкарская Республика, Пермский край, Хабаровский край, Воронежская область, Липецкая область, Свердловская область); 6) проведение семинаров для потребителей (Пермский край, г.Санкт-Петербург). Консультационные пункты всех 15 субъектов Российской Федерации используют такие формы работы с потребителями, как консультирование на личном приеме и консультирование по телефону. Самоинформирование потребителей с помощью инфотеки используют только Пермский край и Новосибирская область. Консультации по Интернету оказывают в Пермском и Приморском краях и в г.Санкт-Петербурге. Выездные консультации практикуются в Кабардино-Балкарской Республике, Пермском крае, Хабаровском крае, Воронежской и Челябинской областях и в г.Санкт-Петербурге. Деятельность Консультационных пунктов регулируется: - в Приморском крае, Ростовской области - актами управлений Роспотребнадзора; - в Республиках Алтай и Хакасия, Воронежской, Челябинской областях, г.Санкт-Петербурге - актами ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии; - в Пермском крае и Новосибирской области - актами соответствующих Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗов. Консультационные пункты в Республике Алтай, Пермском крае, Хабаровском крае, Кировской, Липецкой, Новосибирской, Свердловской, Челябинской областях, г.Санкт-Петербурге оказывают также и платные услуги. Финансирование деятельности консультационных пунктов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Доля платных консультационных услуг не превышает 10%. *Перспективы развития консультирования и информирования потребителей в рамках германо-российского проекта Совершенствование обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей* Первые итоги развития сети консультационных пунктов для потребителей в системе Роспотребнадзора подвела конференция, которая состоялась в ноябре 2008 г. в г.Санкт-Петербурге. Конференция отметила активизацию процесса создания консультационных пунктов на базе центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и высказалась за продолжение сотрудничества между Федеральным министерством продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Германии и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации в сфере совершенствования консультирования потребителей. Роспотребнадзор считает развитие информирования и консультирования потребителей приоритетным направлением в своей деятельности в области защиты прав потребителей. Так, Основные направления деятельности Роспотребнадзора на 2009 год в области защиты прав потребителей (приказ Роспотребнадзора от 23.10.2008 №397) предусматривают реализацию комплекса мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе и за счет оптимизации на основе единого методологического подхода созданных в системе Роспотребнадзора консультационных центров для потребителей. В целях принятия дополнительных мер, направленных на реализацию права потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, и повышения эффективности сотрудничества в рамках германо-российского проекта Совершенствование обеспечения безопасности пищевой продукции и защиты прав потребителей в Российской Федерации Роспотребнадзором принят приказ от 06.04.2009 №318 О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей. Приказ определил систему мер, позволяющую координировать действия создаваемых на базе ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации и на железнодорожном транспорте консультационных центров для потребителей, действующих в системе Роспотребнадзора на основе единого методологического подхода. Во исполнение приказа предстоит разработать ряд основополагающих документов, которые позволят урегулировать правовые аспекты создания консультационных пунктов, унифицировать методику консультирования и информирования потребителей при создании новых консультационных пунктов в других регионах. Неоценимый вклад должна внести координация и методическая поддержка развития сети консультационных пунктов на федеральном уровне. В первую очередь, предстоит решить вопросы создания единой федеральной инфотеки, выработки методологии консультирования, координации деятельности консультационных пунктов, организации повышения квалификации кадров и многие другие вопросы, возникающие в работе консультационных пунктов. Важно определиться с одной или несколькими моделями функционирования консультационных пунктов для потребителей в системе Роспотребнадзора, которые при общих подходах к их созданию должны предполагать определенную свободу при организации консультирования с учетом региональных особенностей. [1] mailt19710714@post.ru