Туристам на заметку

Наступила пора отпусков и сезон путешествий. Многие потребители пользуются услугами туристических компаний для организации отдыха, однако, не все знают свои права при покупке туристических услуг. Чтобы отдых потребителей не был омрачен неприятностями, возникновение которых во многом зависит от туристических компаний, ознакомитесь с настоящей памяткой и следуйте соответствующим советам.

Выбор туристической компании

1. Выбирайте известную фирму на рынке туристических услуг и осуществляющую деятельность продолжительный период времени.

2. Осведомитесь о репутации выбранной фирмы.

3. Оцените квалификацию ее специалистов.

4. Сравните цену на предлагаемые услуги выбранной фирмой с ценами на аналогичные услуги, предлагаемые другими фирмами.

Выбор фирмы сделан!

Обратите внимание на офис фирмы и наличие установленной законом информации для потребителя:

- должна быть размещена вывеска с указанием полного наименования туристической фирмы, адреса местонахождения, режима работы. Если деятельность осуществляет индивидуальный предприниматель, в помещении офиса должна быть размещена информация о его государственной регистрации и органе, зарегистрировавшем физическое лицо в качестве предпринимателя.

Договор в обязательном порядке должен содержать:

- информацию об организации, предоставляющей туристические услуги (туроператоре или турагенте), ее юридический адрес и банковские реквизиты;

- сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

- информацию о туроператоре, включая данные о лицензии на осуществление данной деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты;

- достоверную информацию о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов, о результатах сертификации туристского продукта;

- дату и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- розничную цену туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

Типичные условия договоров, ущемляющие права потребителей

- право туристической фирмы в одностороннем порядке изменять условия путешествия;

- взимание туристической фирмой неустоек (штрафов пеней) при расторжении договора по инициативе туриста за определенный период до начала путешествия;

- исключение и/или перекладывание ответственности туристической фирмы в случае не исполнения либо ненадлежащего исполнения условий договора на третьих лиц (например, на авиакомпанию при задержке или отмене рейса);

- право туристической фирмы при расторжении договора по инициативе туриста удерживать (взимать) с потребителя фактические расходы, связанные с исполнением договора, в виде сумм, направленных на оплату отеля, проездных билетов и т.п.;

- ограничение прав туриста на изменение условий договора или его расторжение в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении этого договора. К существенным изменениям обстоятельств относятся:

- ухудшение условий путешествия, указанных в договоре о реализации туристского продукта и туристской путевке;

- изменение сроков совершения путешествия;

- непредвиденный рост транспортных тарифов;

- невозможность совершения потребителем поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь потребителя, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Если Ваши права нарушены…

1. Нужно направить туроператору/турагенту претензию, изложив существо ситуации и Ваши требования.

2. Претензии к качеству туристского продукта предъявляются туроператору в письменной форме в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения претензий.

Не стоит забывать об основных обязанностях туриста

1. Потребитель обязан заплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта;

2. соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;

3. сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;

4. соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;

5. соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.