Резолюция «Резолюция Всероссийской конференции «Консультирование и информирование потребителей: состояние и перспективы развития»


Резолюция от 21.06.2006

Резолюция Всероссийской конференции «Консультирование и информирование потребителей: состояние и перспективы развития»

20 и 21 июня 2006 года в г. Перми проходила Всероссийская конференция на тему «Консультирование и информирование потребителей: состояние и перспективы развития», организаторами которой выступали Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», российское бюро германо-российского кооперационного проекта «Совершенствование защиты прав потребителей и обеспечение безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации».
В работе Конференции приняли участие более 150 человек, представлявшие территориальные органы и учреждения Роспотребнадзора, органы местного самоуправления, общественные и иные организации из 54 субъектов Российской Федерации. В состав немецкой делегации входили представитель федерального министерства по продовольствию, сельскому хозяйству и защите прав потребителей ФРГ, германский координатор и ведущие эксперты вышеназванного проекта от Союзов потребителей федеральных земель Гессен и Нижняя Саксония.
Высоко оценивая итоги Конференции, ее участники констатировали, что в сфере защиты прав потребителей в России состояние консультирования и информирования потребителей следует рассматривать как важнейший индикатор оценки достигнутого уровня общественных отношений на динамично развивающемся потребительском рынке, а проводимую консультационную и информационно-просветительную работу – в качестве одного из основных элементов привития потребительской и правовой культуры.
Право на информацию, одно из основополагающих прав потребителей, провозглашено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году. С целью укрепления интересов потребителей ЕС закрепил это положение в § 153 Амстердамского договора от 1997 года, указав, что реализация права на информацию осуществляется через содействие экономическим интересам потребителей и защиту этих интересов, а также через программы просвещения и информирования потребителей.
В связи с этим Конференция отмечает, что консультирование и информирование потребителей должно стать важнейшим инструментом активной защиты соответствующих прав граждан, а деятельность консультационных пунктов, создаваемых в России при содействии германо-российского проекта, поднимает эту работу на новый качественный уровень.
Концепция создания консультационных пунктов, разработанная совместно германскими и российскими экспертами с учетом законодательных особенностей российской системы защиты прав потребителей, уже отработана в Самарской области, где в октябре 2003 г. был открыт первый консультационный центр при мэрии городского округа Тольятти.
За это время указанный центр на практике доказал свою востребованность и перспективность, в связи с чем его положительный опыт Конференция рассматривает как важный импульс для, во многом, принципиально нового этапа развития консультирования и информирования потребителей в Российской Федерации, связанного с образованием и деятельностью Роспотребнадзора.
Ознакомившись в этой связи с работой по созданию сети консультационных центров для потребителей, проделанной территориальным управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю и Федеральным государственным учреждением здравоохранения (ФГУЗ) ««Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», Конференция отмечает, что их организация в системе Роспотребнадзора имеют ряд неоспоримых преимуществ, позволяющих среди прочего обеспечивать:
- централизованное информационно-методическое обеспечение их деятельности и подготовку кадров,
комплексный подход к организации потребительского образования и просвещения населения,
- соответствующее обучение и плановую гигиеническую подготовку декретированного контингента, в том числе производителей и продавцов,
- возможность поддержания баланса интересов между потребителями и хозяйствующими субъектами за счет обоюдного изучения законодательства о защите прав потребителей;
- проведение необходимой санитарно-эпидемиологической и товароведческой экспертизы продукции, ее тестирования и сравнительной оценки,
- унифицированный подход к сбору и анализу информации о состоянии потребительского рынка (в том числе за счет проведения разного рода опросов и анкетирования потребителей) с целью профилактики соответствующих правонарушений и т.д.
Участники Конференции особо отметили тот факт, что реализуемая в Пермском крае концепция развития консультирования и информирования потребителей находит поддержку в краевых и муниципальных органах исполнительной власти, которые рассматривают проводимую в этой связи работу как особо значимую социальную задачу, направленную на формирование активного и просвещенного гражданского общества.
В этой связи в целях дальнейшего совершенствования и оптимизации проводимой работы по консультированию и информированию потребителей в Российской Федерации участники Конференции:
- выразили пожелание относительно продолжения сотрудничества между федеральным министерством по продовольствию, сельскому хозяйству и защите прав потребителей ФРГ и Роспотребнадзором по данному вопросу,
- высказались за всемерную поддержку германской стороной консультационного центра мэрии городского округа г.Тольятти и инициативной деятельности территориального управления Роспотребнадзора в Пермском крае и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», отметив, что активизация работы по усилению консультирования и информирования потребителей за счет создания новых консультационных центров в системе Роспотребнадзора позволит:
1. в полной мере реализовывать потребителям свои законные права на выбор безопасных и качественных товаров, работ, услуг, получение достоверной и необходимой информации, на досудебную и судебную защиту нарушенных прав,
2. повысить эффективность процесса потребительского просвещения за счет сочетания консультационной поддержки германской стороны и использования новых информационных и материально-технических ресурсов, имеющихся в системе Роспотребнадзора, а также за счет выполнения ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» координирующих и методических функций,
3. усилить внимание общественности и средств массовой информации к проблемам защиты прав потребителей.
Резолюция одобрена участниками Конференции
21 июня 2006 года