Протокол Протокол совещания по итогам деятельности Роспотребнадзора (его территориальных управлений) в сфере защиты прав потребителей за 2005 год и задачах на 2006 год


Протокол от 10.03.2006

Протокол совещания по итогам деятельности Роспотребнадзора (его территориальных управлений) в сфере защиты прав потребителей за 2005 год и задачах на 2006 год

УТВЕРЖДАЮ
Руководитель Федеральной
службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей
и благополучия человека

Г.Г. Онищенко

Председательствовал:

Г.Г.Онищенко - руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Присутствовали:

- от Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

Л. П. Гульченко - заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

О.В. Прусаков - начальник Управления защиты прав потребителей;

- от 82 территориальных управлений Роспотребнадзора:

М.Ю. Соловьев - руководитель ТУ Роспотребнадзора по Ростовской области,

Л.Я. Килевой - руководитель ТУ Роспотребнадзора по Курганской области,

И.А. Ракитин - руководитель ТУ Роспотребнадзора по г. Санкт-Петербург,

заместители руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора (50 чел.),

начальники отделов защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора (60 чел.),

заместители начальников отделов защиты прав потребителей ТУ Роспотребнадзора (48 чел.), иные сотрудники (9 чел.).

- приглашенные:

Шелищ П.Б. - депутат Государственной Думы, председатель Союза потребителей Российской Федерации.


Повестка дня:

О деятельности Роспотребнадзора (его территориальных управлений) в сфере защиты прав потребителей за 2005 год и задачах на 2006 год
(Выступали: Онищенко Г.Г., Шелищ П.Б., Прусаков О.В., Элиович И.Г., Крымов А.Г., Жернов В.А., Курганова О.П., Дубина Л.Е., Ахумов С.Г., Дроздов С.Н., Каира А.Н., Момот Ю.Н., Шакунова С.Г.)

Отметить, что являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей Роспотребнадзор рассматривает свою соответствующую деятельность в этом направлении как важнейшую социально значимую государственную функцию.

Признать, что с созданием Роспотребнадзора принципиального ослабления контроля в указанной области, в том числе в части проверки соблюдения соответствующими хозяйствующими субъектами установленных правил продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не произошло. Относительное снижение общего по Российской Федерации числа проверок на потребительском рынке объясняется целенаправленной и планомерной политикой снижения бремени государственного давления на субъекты малого предпринимательства и правоприменением Федерального закона О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Считать, что равная и реальная защита интересов потребителей повсеместно на территории Российской Федерации может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе, в основе которого лежит взаимодействие всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Отметить недопустимость системных ошибок в правоприменительной практике, а также недостаточную компетентность целого ряда территориальных управлений Роспотребнадзора (в частности, по Ульяновской, Липецкой областям, территориального управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия, территориального управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту) в вопросах применения КоАП РФ, которая находит свое дополнительное подтверждение в результатах, характеризующих итоги обжалования вынесенных ими постановлений о привлечении к административной ответственности.

Также необходимо отметить низкую исполнительскую дисциплину в части предоставления информации о практике применения КоАП РФ территориальными управлениями Роспотребнадзора по Агинско-Бурятскому АО, Сахалинской области, Таймырскому (Долгано-Ненецкому АО), Республике Тыва и др.

1. Поручить территориальным управлениям Роспотребнадзора в целях эффективного решения стоящих перед Федеральной службой задач в области защиты прав потребителей:

1.1. Обеспечить создание на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан на основе координации деятельности соответствующих подразделений по защите прав потребителей в муниципальных образованиях и общественных объединений потребителей;

1.2. Определить и систематически реализовывать комплекс превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействия со средствами массовой информации, проведения различных гласных и публичных мероприятий (семинаров, совещаний, конференций, горячих линий и т. д.);

1.3. Обеспечивать комплексный подход к вопросу выбора форм и методов защиты нарушенных прав потребителей на основе сочетания мер административной и гражданско-правовой ответственности, имея в виду необходимость соблюдения баланса интересов потребителей и предпринимателей;

1.4. Добиваться максимальной эффективности при реализации контрольно-надзорных полномочий в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка (таких как жилищно-коммунальное хозяйство, дистанционная продажа товаров, долевое строительство жилья, туристическое обслуживание);

1.5. Подготовить письма главам муниципальных образований о сохранении отделов (специалистов) по защите прав потребителей в структуре администраций муниципальных образований в период реформы органов местного самоуправления;

1.6. Подготовить и заключить соглашения с главами администраций муниципальных образований о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей;

1.7. Подготовить и заключить соглашения с ассоциациями и общественными организациями потребителей о взаимодействии;

1.8. Повысить эффективность досудебной защиты потребителей, своевременно и полно рассматривать обращения граждан;

1.9. Повысить эффективность судебной защиты прав потребителей за счет выработки действенных гражданско-правовых механизмов по обеспечению и сопровождению соответствующих исков в судах общей юрисдикции.

2. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

2.1. Разработать типовой проект региональной программы по защите прав потребителей с целью обеспечения:

-защиты проживающих в регионе граждан от опасной, контрафактной, фальсифицированной продукции;

-оказания правовой помощи потребителям;

-всесторонней реализации права потребителей на информацию и просвещение.

2.2. Создать на официальном сайте Службы информационный банк данных по судебным решениям.

2.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания отделов защиты прав потребителей в структуре ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии.

2.4. Подготовить методические материалы о порядке рассмотрения дел и выдаче предписаний по делам, связанным с защитой прав потребителей.