Профилактика нарушений осанки у детей

Нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. Среди отклонений в состоянии здоровья детей, выявляемых при профилактических осмотрах, нарушения осанки наряду со снижением остроты зрения стоят на первом месте.

В основе развития неправильной осанки лежат следующие факторы:

- слабое развитие костно-мышечной системы в детском возрасте;

- нерациональная организация рабочего места ребенка, а именно, неправильная посадка, столы и стулья, не соответствующие росту ребенка,

- кровать с мягким ложем;

- неправильный режим дня, недостаточная физическая активность ребенка.

Одной из причин этих заболеваний является несоответствие школьной мебели росту ребенка. Когда ученик сидит за мебелью неправильной конструкции или не отвечающей своими размерами длине и пропорции его тела, статическая нагрузка еще более возрастает, и в этих случаях школьник не может сохранять правильную рабочую позу, в результате чего нарушается осанка.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях обязывают обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья необходимо с первых дней обучения в общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Для профилактики нарушений осанки ученику необходимо правильно организовать режим дня. Большое значение имеет чередование занятий и активного отдыха. Но прежде всего необходимо обеспечить ребенка постелью с жестким матрацем и невысокой подушкой. Крайне важно отучить ребенка от ряда вредных привычек: класть ногу на ногу или подворачивать одну ногу под себя, свешивать нерабочую руку вниз, сидеть перед столом в пол-оборота, смотреть одновременно телевизор – это быстрый путь к нарушению осанки.

Таким образом, формирование осанки – сложный процесс, требующий постоянного внимания родителей, врачей, педагогов в течение всего периода закрепления двигательно-статистических навыков.