По итогам Национального проекта "Демография"
В соответствии с задачами Федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» в 4-й четверти 2022-2023 учебного года был проведен очередной этап социологического исследования по оценке питания детей школьного возраста. Данное исследование проводится Роспотребнадзором с 2019 г., в т.ч. в 2019 г. исследованием было охвачено 2 804 общеобразовательных организаций, в 2020 г. - 2 283, в 2021 г. - 2 979, в 2022 г. - 3 275, в 2023 г. - 4 565.
Основной инструмент исследований - интервьюирование. В интервьюировании принимали участие руководители общеобразовательных организаций (школ), а также обучающиеся совместно со своими родителями (законными представителями). Основная задача анкетирования заключалась в научном обосновании регионально ориентированных профилактических мер воздействия на ключевые факторы риска ожирения и избыточной массы тела, связанных с особенностями питания детей школьного возраста в субъектах Российской Федерации.
Исследование проведено в соответствии с методическими рекомендациями «Подготовка и проведение мониторинга питания обучающихся общеобразовательных организаций» (МР 2.3.0316-23). В 2023 г. исследование проводилось в 85 субъектах Российской Федерации. Республика Ингушетия в проекте учавствовала впервые.
На подготовительном этапе была осуществлена выборка общеобразовательных организаций; сформированы выборки детей, подлежащих анкетированию, проведено интервьюирование по вопросам питания школьников. Опрошены директора общеобразовательных организаций, обучающиеся 2, 5, 10 -х классов и их родители. Всего проинтервьюировано 50 руководителей общеобразовательных организаций, 2675 обучающихся общеобразовательных организаций и их родителей. Обработка материалов анкетирования проводилась с использованием автоматизированной системы сбора и анализа результатов анкетирования, разработанной ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора.
В ходе анкетирования обучающихся и их родителей, проведенного в рамках ФП «Укрепление общественного здоровья» в 2022-2023 учебном году, были выявлены следующие особенности, характеризующие семьи, имеющие детей школьного возраста:
1) Полные семьи составляли 91,6%, для сельских респондентов данный показатель составлял 91,6%, для городских – 91,7%.
2) Высшее образование имели 43% матерей и 42,4% отцов.
3) На фоне высоких показателей информированности семей о принципах здорового питания (92,4%), придерживаются принципов здорового питания только 88% респондентов.
При характеристике респондентов (обучающихся общеобразовательных организаций) было отмечено, что:
1) В первую смену обучаются 77,6% респондентов.
2) Находятся в школе более 6 часов 1,2% респондентов, посещают группы продленного дня - 9,9% обучающихся, кружки и спортивные секции, размещенные в школе – 27,9% обучающихся.
3) Занимаются спортом – 30,4% респондентов.
4) Состояние гиподинамии испытывают 27,0% респондентов.
5) Проводят за просмотром телевизора и гаджетов более 3-х часов ежедневно в учебные дни – 9,2% респондентов.
6) Питаются в учебные дни реже, чем четыре раза в день - 11,7% респондентов, в выходные дни – 1,8%.
7) Удельный вес детей, всегда принимающих пищу перед выходом в школу, составил 58,5%.
8) Респонденты, отметившие, что они всегда питаются в школе, составили суммарно 46,1%, в том числе по обучающимся 2-х классов – 68,4%, 5-х классов – 28,8%; 10-х классов – 30,7%.
9) Не питаются в школьной столовой 20,6% детей, в т.ч. по обучающимся 2-х классов – 6,1%, 5-х классов – 33,4%, 10-х классов - 27,5%.
10) Интервал между питанием дома и первым приемом пищи в школе менее 2¬х часов составил у 23,8% респондентов.
11) Покупают еду в буфете дополнительно к организованному питанию – 24,8% респондентов, в т.ч. обучающиеся 2-х классов – 15,4%, 5-х классов – 30,5%, 10-х классов – 41,7%.
12) Покупают еду в буфете, не питаясь организованно - 11,5% респондентов, в т.ч. обучающиеся 2-х классов -4,6%, 5-х классов – 20,2%, 10-х классов – 18,8%.
13) Имеют привычку добавлять в горячие напитки три и более ложек сахара 14,8% респондентов.
14) Привычка досаливать готовые блюда отмечалась у 25,3% респондентов.
15) Принимают биологически активные добавки 34,4% респондентов.
При оценке удовлетворенности школьным питанием было установлено,
что:
1) Практически всегда полностью съедают горячие завтраки – 53,0% респондентов; обеды – 52,7% (от числа питающихся в школе детей).
2) Считают достаточными объемы порций – 84,9% респондентов.
3) В структуре причин, по которым обучающимся не нравится питаться в школе, лидирующее положение занимают: дефицит времени для приема пищи – 39,2%, долгое ожидание -29,8%, дефицит места (много детей и мало свободной площади) – 26,8%.
4) В структуре причин, по которым респонденты (суммарно по всем группам обучающихся) отказываются от питания в школьной столовой, лидирующее положение занимают: привычка приносить еду из дома (41,7%), другие причины-31,6%, высокая цена блюд (15,8%).
5) Считают, что организация питания стала лучше в сравнении с предыдущим учебным годом – 51,1% респондентов; 36,6% респондентов считают, что необходимы дальнейшие изменения в организации школьного питания, которые позволят сделать питание более востребованным.
6) В структуре предложений респондентов по улучшению организации школьного питания по итогам 2022-2023 учебного года лидировали следующие предложения: организация питания с возможностью выбора отдельных блюд обучающимися (18,9%), организация питания по типу «шведского стола» (18,4%); увеличение продолжительности перемены для приема пищи до 30 минут и более (13,5%).
Оценка пищевых предпочтений детей в самостоятельном выборе блюд и продуктов позволила установить, что:
1) В структуре преимущественного выбора блюд и продуктов дополнительного питания, приобретаемого респондентами в столовой и (или) школьном буфете, лидирующие позиции занимала вода питьевая (38,6%), выпечные изделия (35,6%), соки фруктовые (35,1%), а также сосиски/сардельки (31,2%). Наименьшим спросом у детей пользовались молочные продукты (15,9%).
2) Оценка предпочтений свободного выбора блюд и продуктов питания респондентами (вне дома и общеобразовательной организации) позволила выявить три лидирующие позиции: мороженое (53,1%), вода питьевая (51,6%), фаст-фуд (40,5%).
Оценка распространенности ожирения и избыточной массы тела у детей и их родителей осуществлялась по индексу массы тела с учетом информации, полученной в ходе интервьюирования о длине тела и массе тела с последующим расчётом показателя на 100 респондентов. Наиболее высокие показатели распространенности ожирения и избыточной массы тела отмечались по обучающимся 2-х и 5-х классов. Распространённость ожирения и избыточной массы тела у отцов обучающихся была выше таковой у матерей.
По результатам работы были установлены отдельные статистически-значимые коэффициенты корреляции, подтверждающие эффективность реализуемых профилактических мер, направленных в совокупности на улучшение структуры и содержания организованного и неорганизованного питания, повышение спроса и удовлетворенности организованным питанием, привитие навыков здорового питания и здорового образа жизни обучающимися и их родителям.