Письмо от 30.01.2007 №0100/820-07-23 «Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 770»


Письмо №0100/820-07-23 от 30.01.2007

Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации,
по железнодорожному транспорту -
Главным государственным
санитарным врачам по субъектам
Российской Федерации,
по железнодорожному транспорту
Копии:
Главам органов
исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
Министерство внутренних дел
Российской Федерации
Федеральная налоговая служба

Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 770

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 770 были внесены изменения в Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, предусматривающие изложение в новой редакции абзаца четвертого пункта 136 указанных Правил, вступающие в силу с 1 февраля 2007 года.

В соответствии с этими изменениями, начиная с указанного срока не допускается розничная продажа алкогольной продукции «если на потребительской таре единицы продукции отсутствует предупреждающая надпись о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции для здоровья человека, а также информация о противопоказаниях к ее употреблению, содержание которой устанавливает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Текст такой надписи был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 19.01.2007 № 49 «Об утверждении предупреждающей надписи на потребительской таре единицы алкогольной продукции о противопоказаниях к употреблению алкогольной продукции», вступающим в силу также с 1 февраля 2007 года.

При этом следует отметить, что само по себе требование об указании противопоказаний к применению алкогольной продукции в числе другой обязательной информации о ней в настоящее время закреплено пунктом 138 тех же Правил продажи отдельных видов товаров, а до этого содержалось в пункте 6 Правил продажи алкогольной продукции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 № 987 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.11.1996 № 1364, от 14.07.1997 № 867, от 13.10.1999 № 1150, от 02.11.2000 №840), утратившим силу согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2006 № 80 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам розничной продажи алкогольной продукции».

Таким образом, вышеназванным приказом Минздравсоцразвития России, утвердившим содержание информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции, было должным образом лишь формализовано императивное требование о ее как таковом безусловном предоставлении, первоначально введенное постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 № 1150 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.1996 № 987.

Между тем, следует иметь в виду, что правовые основы производства и оборота алкогольной продукции в Российской Федерации, включая ее розничную продажу, в первую очередь определяет Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 № 18-ФЗ, от 29.12.2001 № 186-ФЗ, от 24.07.2002 № 109-ФЗ, от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 21.07.2005 № 102-ФЗ (ред. 31.12.2005), от 26.07.2006 № 134-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 29.12.2006 № 248-ФЗ), статья 16 которого закрепляет исчерпывающий перечень ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, а статья 26 – ограничения на оборот алкогольной продукции в целом. При этом пункт 1 статьи 25 того же Федерального закона закрепляет исчерпывающий перечень оснований для изъятия и конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного оборота, к числу которых относятся только случаи ее реализации:

«без соответствующих лицензий;

без сертификатов соответствия;

без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, за исключением оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, а также случаев, предусмотренных законом, либо с маркировкой поддельными марками;

без соответствия государственным стандартам и техническим условиям;

без фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

с содержанием в своем составе этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

как бесхозяйное имущество;

без документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции».

С учетом вышеизложенного, в ходе проверки соблюдения хозяйствующими субъектами правил розничной продажи алкогольной продукции, необходимо, начиная с 1 февраля 2007 года, среди прочего осуществлять контроль и надзор за ходом исполнения положений постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2006 № 770 в части наличия на потребительской таре каждой единицы реализуемой алкогольной продукции предупредительной надписи утвержденного Минздравсоцразвития России содержания (взамен соответствующих надписей на тот же счет, используемых в настоящее время), имея в виду, что только полное отсутствие информации о противопоказаниях к применению алкогольной продукции может служить основанием для применения к указанным субъектам соответствующих мер административной ответственности. При этом факт наличия на потребительской таре информации о противопоказаниях к ее применению иного содержания, в любом случае (вплоть до полного перехода к единообразному тексту предупредительной надписи) не должен служить основанием для изъятия алкогольной продукции из оборота.