Письмо от 24.07.2006 №0100/7969-06-32 «О контроле за выполнением постановления»


Письмо №0100/7969-06-32 от 24.07.2006

Руководителям территориальных
органов Федеральной службы
по надзору в сфере защиты
прав потребителей и
благополучия человека

О контроле за выполнением постановления

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала материалы по выполнению постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004г. № 8 «Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения» и направляет для дальнейшего совершенствования работы в области обеспечения радиационной безопасности результаты анализа за 2005-2006 годы.
Исполнительская дисциплина по вопросам организации надзора за радиационной безопасностью остается не на должном уровне. В установленные сроки не представили информацию 14 территориальных управлений Федеральной службы.
Большинство представленных отчетов содержат только данные об организационных мероприятиях, проведенных за несколько лет, и мало информации по результатам надзора. Не достаточно используются санкции и права госсанэпиднадзора, особенно при контроле за наличием лицензий на право работ с источниками ионизирующего излучения.
В работе по организации и функционированию ЕСКИД следует отметить, что многие территории представляют форму №3-ДОЗ только на бумажном носителе, хотя компьютерная программа для заполнения формы №3-ДОЗ разработана и распространяется бесплатно (расположена на сайте www.niirg.ru). Необходимо принять меры по обеспечению представления формы №3-ДОЗ не только на бумажном носителе, но и в электронном виде на адрес: nickb@NB6635.spb.edu.
Большинство территориальных управлений субъектов Российской Федерации сообщили о создании региональных банков данных по дозам облучения населения от техногенных, медицинских и природных источников ионизирующего излучения на базе ФГУЗов «Центр гигиены и эпидемиологии» или территориальных органов. Однако создание указанных банков не оформлено соответствующими приказами и соглашениями об обмене информацией с заинтересованными органами. В число заинтересованных организаций по обмену информацией рекомендуем включить организацию, осуществляющую по территории работу по учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Следует отметить, что в отчетный период значительно активизировалась практически во всех регионах работа по замене устаревшего рентгенодиагностического оборудования, в том числе в рамках национального проекта «Здоровье». Работа по обеспечению радиационной безопасности населения при медицинском облучении приобрела целенаправленный и результативный характер как по разделу учета и контроля доз облучения пациентов, так и по оптимизации структуры проведенных рентгеновских исследований. В то же время учет доз облучения пациентов по методикам с использованием инструментальных методов до настоящего времени охватывает не более 40% рентгенорадиологических исследований. Напоминаем, что к инструментальным методам оценки доз облучения пациентов относятся как измерения произведения дозы на площадь, так и измерения радиационного выхода, которые проводятся 1 раз в год организацией, аккредитованной на данный вид работ. Эти измерения может освоить и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Методики контроля даны в МУК 2.6.1.1797-03.
Следует усилить надзор за наличием лицензий в организациях, использующих в работе техногенные источники ионизирующего излучения. Не правомочна замена лицензии на деятельность с использованием источников ионизирующего излучения лицензией на медицинскую деятельность (Краснодарский край). Следует обратить внимание, что для выдачи лицензии требуется наличие двух санитарно-эпидемиологических заключений: на продукцию, содержащую источник ионизирующего излучения, и на вид деятельности. Эти требования распространяются на все рентгеновские аппараты как медицинские, так и используемые в других отраслях, независимо от срока службы. Однако, если срок эксплуатации аппарата истек, то сначала должна быть проведена работа по продлению сроков его эксплуатации, а потом проводится экспертиза на соответствие аппарата действующим в настоящее время санитарным правилам.
Недостаточно организована работа в области лицензирования организаций различных ведомств, надзор за которыми осуществляет не Федеральная служба. Учитывая, что на лицензирование деятельности с использованием ИИИ (генерирующих) уполномочены только органы Федеральной службы, то организации не зависимо от их ведомственной принадлежности должны получить лицензии в Роспотребнадзоре.
За последние годы улучшилась работа по организации индивидуального контроля за дозами облучения персонала группы А. В 45% регионов охват ИДК составляет 90-99%. В то же время в Читинской области –16 %, Республике Калмыкия – 40%. Необходимо усилить требования по данному вопросу к руководителям организаций, использующих источники ионизирующего излучения, в том числе в медицинских целях, и достичь полного охвата ИДК персонала группы А.
Следует добиваться принятия региональных программ снижения доз облучения от медицинских и природных источников ионизирующего излучения. Каждый регион с учетом его особенностей должен иметь программу по снижению доз облучения населения.
Анализ информации показал, что не все используют такой важный фактор обеспечения радиационной безопасности как принятие постановления Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации по актуальным проблемам обеспечения радиационной безопасности населения. При подготовке такого постановления следует учитывать вопросы, обозначенные в трех действующих в настоящее время постановлениях Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по обеспечению радиационной безопасности, и конкретные особенности региона.
Слабо организована аналитическая работа. Так, вопрос о подготовке региональных справочников доз облучения населения по субъектам Российской Федерации не проработан. Только две территории сообщили о подготовке такого материала (Красноярский край, Пермская область).
Работа по контролю за природными источниками ионизирующего излучения все еще не носит системного характера и сводится в основном к проведению лабораторных исследований отдельных видов материалов. В некоторых регионах быстро и необоснованно возрастает количество исследований почвы (Республика Коми), что является объектом контроля Росгидромета, который проводит их по своим специальным методикам. В то же время не осуществляется надзор за предприятиями, использующими минеральное сырье с повышенным содержанием природных радионуклидов. Не установлен даже перечень таких предприятий. Не проводятся радиохимические исследования продуктов местного производства, объектов окружающей среды для получения истинного содержания радионуклидов в рамках социально-гигиенического мониторинга.
В последнее время участились случаи необоснованных требований проведения экспертизы продукции, следующей транзитом через территорию России. В этом случае продукция не реализуется на территории России и проведение ее экспертизы не требуется. Однако при транзите должны соблюдаться требования, обозначенные в санитарных правилах по транспортированию, соблюдение которых следует контролировать при осуществлении госсанэпиднадзора.
Нарушение требований выдачи санитарно-эпидемиологических заключений установлены при контроле древесины и продукции из нее. Гигиенические нормативы относятся только к древесине на корню и исследования проводятся до момента выдачи порубочного билета.
Работу по реализации постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2004 г. № 8 «Об организации мероприятий в области обеспечения радиационной безопасности населения» следует активизировать и продолжить, учитывая отмеченные недостатки.