Письмо от 22.12.2006 №0100/13721-06-32 «О реализации приказа Роспотребнадзора от 30.06.2006 №174«О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры»


Письмо №0100/13721-06-32 от 22.12.2006

Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации,
по железнодорожному транспорту

О реализации приказа Роспотребнадзора от 30.06.2006 №174«О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ информации, представленной управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации по реализации приказа Роспотребнадзора 30.06.2006 № 174 «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры».
Из-за отсутствия действенных мер со стороны управлений Роспотребнадзора по выявлению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в ряде субъектов Российской Федерации (Вологодская область, Свердловская область, Астраханская область, Ярославская область, Тверская область, Курская область, Тюменская область, Тамбовская область, Воронежская область, Чукотская область, Иркутская область, Камчатская область, Нижегородская область, Республика Алтай, Республика Мордовия, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Чувашская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область), а также на железнодорожном транспорте до настоящего времени не отлажена система по организации и проведению предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; не организовано проведение предрейсовых медицинских осмотров; не организовано питание; не соблюдаются режимы труда и отдыха работников транспорта, не организован и не проводится производственный контроль и т.д.
Не представлены данные по результатам лабораторно-инструментальных исследований факторов производственной среды, проведенных на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в рамках надзора управлениями Роспотребнадзора по Костромской области, Тверской области, Ярославской области, Воронежской области, Астраханской области, Краснодарскому краю, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Коми, Республике Марий Эл, Республике Дагестан, Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, что не позволяет провести анализ состояния условий труда работников транспортной отрасли и свидетельствует об отсутствии качественного планирования работы управлениями Роспотребнадзора. Надзорные мероприятия носят стихийный характер и проводятся только при исполнении распорядительных документов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Управлением Роспотребнадзора по Республике Калмыкия надзор за объектами воздушного транспорта не проводится.
Вместе с тем, по данным 2005 года, в ряде субъектов Российской Федерации удельный вес неудовлетворительных результатов исследований физических факторов на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры – уровней шума, вибрации, освещенности - составил от 75 до 100% (Приморский край, Свердловская область, Брянская область, Кировская область, Нижегородская область, Краснодарский край, Республика Дагестан и др.).
Всего в транспортной отрасли Российской Федерации работает 2,7 млн. человек, из них 822 тыс. (31 %) составляют женщины. Около половины работающих -1,1 млн., (43 %) занято во вредных и опасных условиях труда, в том числе женщин – 162 тыс. (14,2 %).
Удельный вес лиц, занятых во вредных и опасных условиях труда на водном транспорте составляет 76,5%, в том числе женщин – 55,9%, на воздушном транспорте - 63,7%, в том числе женщин – 32,4%, на автомобильном транспорте– 51,3 %, в том числе женщин – 25,4%, на железнодорожном транспорте – 31,9%, в том числе женщин – 14,5%.
В 2005 году уровень заболеваний, связанных с воздействием физических факторов составил 99 % на воздушном транспорте и 32 % - на водном транспорте от общего числа выявленной профпатологии.
Неудовлетворительно решается проблема обеспечения питанием плавсоставов экипажей морских судов.
Этот вопрос в июне 2005 года был вынесен на обсуждение Временной комиссии Совета Федерации по национальной морской политике в связи с применением судоходными российскими компаниями постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 №861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов» и Порядка обеспечения питанием экипажей морских судов, утвержденного приказом Минтранса России от 30.09.2002 №122.
Тем не менее, информация по данному вопросу, представленная Управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (Астраханская область, Камчатская область, Хабаровский край, Приморский край, Краснодарский край) носит поверхностный характер, что свидетельствует о непонимании важности проблемы обеспечения питанием плавсоставов со стороны руководителей Управлений Роспотребнадзора.
В адрес Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека неоднократно поступают обращения от территориальных объединений организаций профессиональных союзов Федерации независимых профсоюзов России, Центрального комитета профсоюза работников водного транспорта Российской Федерации, членов экипажей морских судов о нарушениях постановления Правительства Российской Федерации от 17.12.2001 № 861 «О рационах питания экипажей морских, речных и воздушных судов» и «Порядка обеспечения питанием экипажей морских судов», утвержденного приказом Минтранса России от 30.09.2002 №122 со стороны судовладельцев.
При проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на судах рыбопромыслового флота выявлены факты отсутствия медицинского обслуживания на судах с численностью экипажа от 25 до 50 человек, и как следствие, невыполнение в полном объеме лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических мероприятий, направленных на охрану здоровья членов экипажей.
Вместе с тем, меры по выявленным нарушениям руководителями управлений Роспотребнадзора не принимаются, работа с судовладельцами по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия членов экипажей водных судов не отлажена.
Главным государственным санитарным врачом по железнодорожному транспорту выносятся постановления, в которых для ОАО «Российские железные дороги» выдвигаются юридически необоснованные требования.
Так, законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не определено требование о проведении «входного лабораторно-инструментального контроля» кабин локомотивов и электроподвижного состава (Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту от 16.06.2006 №7 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда работников локомотивных бригад»), не определен объем лабораторно-инструментальных исследований при проведении производственного контроля на железнодорожном транспорте (Постановление от 17.07.2006 № 8 «Об обеспечении безопасных условий труда работников железнодорожного транспорта»). Кроме того, не определено проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и порядок получения санитарно-эпидемиологических заключений на документацию, связанную с проведением работ, оказывающих влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие железнодорожников и населения, рекомендуемых в письме, направленном в адрес президента ОАО «Российские железные дороги» от 31.08.2006 № 01-13/1046.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту от 16.06.2006 №7 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда работников локомотивных бригад» имеется ссылка на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2006 №10 «Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда водителей автотранспортных средств», что недопустимо в силу различия специфики труда на данных видах транспорта.
Кроме того, данные, представленные Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, не содержат информацию о проведении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда работников железнодорожного транспорта в условиях реформ, проводимых в ОАО «Российские железные дороги».
При выявлении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры со стороны руководителей управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту отсутствуют действенные меры, имеют место случаи замены административных наказаний, перечень которых носит исчерпывающий характер, рекомендациями.
Проконтролировать деятельность Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту в части применения административного законодательства в рамках исполнения приказа Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2006 № 174 «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры» не представляется возможным.
Продолжается практика представления информации с нарушением установленных сроков.
Не представлена информация по реализации приказа Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2006 № 174 «О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры» управлениями Роспотребнадзора по следующим субъектам: Архангельской области, Оренбургской области, Владимирской области, Томской области, Новгородской области, Брянской области, Орловской области, Тульской области, Белгородской области, Ульяновской области, Республике Ингушетия, Республике Тыва, Красноярскому краю, Таймырскому автономному округу, Эвенкийскому автономному округу, Агинскому-Бурятскому автономному округу, Корякскому автономному округу, Ненецкому автономному округу.
Ослабление санитарно-эпидемиологического надзора за условиями труда, организацией медицинского обслуживания, организацией питания работников транспорта может привести к повышению уровня профессиональной заболеваемости, негативному влиянию на здоровье трудоспособного населения.
На основании вышеизложенного руководителям управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту:
1.Усилить надзор за организацией и проведением предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; организацией и проведением предрейсовых медицинских осмотров; организацией питания; за соблюдением режимов труда и отдыха работников транспорта, организацией производственного контроля на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры.
2.Взять под личный контроль выполнение указанных мероприятий.
3.О результатах по устранению вышеуказанных недостатков, а также планировании работы управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры доложить до 10.02.2007 года.