Письмо от 20.02.2006 №0100/1834-06-32 «Об обеспечении функционирования Федерального банка данных по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона в 2005 году»


Письмо №0100/1834-06-32 от 20.02.2006

Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на железнодорожном транспорте Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Главному врачу ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» на железнодорожном транспорте Главным врачам ФГУЗ «Центры гигиены и эпидемиологии»

Об обеспечении функционирования Федерального банка данных по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона в 2005 году

В целях обеспечения выполнения постановления Правительства Российской Федерации № 718 от 16.06.97 О порядке создания единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан (ЕСКИД) и реализации приказа Минздрава России № 298 от 31.07.2000 Об утверждении Положения о ЕСКИД, приказа Минздрава России № 333 от 01.11.2002 О создании федерального банка данных Единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения граждан и приказа Минздрава России № 268 от 21.06.03 Об утверждении положений о федеральных банках данных на базе ФГУН НИИРГ имени профессора П.В. Рамзаева Роспотребнадзора организована работа по сбору и ведению федерального банка данных по дозам облучения граждан России за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона.

Целью создания Федерального банка данных по дозам облучения граждан за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона (ФБДОПИ) является обеспечение долговременного автоматизированного учета доз облучения граждан Российской Федерации на базе единой формы. Для ее заполнения и ведения разработаны математический и программный инструментарии, а также система инструктивно-методических документов, утвержденных в установленном порядке.

Основные контролируемые параметры облучения населения за счет естественного и техногенно измененного радиационного фона, вносимые в ФБДОПИ:

уровни гамма-излучения в домах и на открытой местности и дозы внешнего облучения населения;

данные о содержании изотопов радона в воздухе жилых домов и дозах облучения жителей за счет ингаляции дочерних продуктов радона и торона (ДПР и ДПТ);

дозы облучения жителей за счет потребления пищевых продуктов и питьевой воды;

дозы облучения жителей за счет долгоживущих природных радионуклидов в атмосферном воздухе.

Заполнение формы № 4-ДОЗ осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями № 11-2/283-09 от 28.11.2001 г. Для автоматизации ввода, передачи и обработки данных введены новые средства программного обеспечения (ПО) F4DOS и F4_LRC.

В 2005 году федеральная государственная статистическая отчетная форма № 4-ДОЗ поступила из 79 субъектов Российской Федерации, в 43 сформированы региональные банки данных в электронной форме, 36 субъектов Российской Федерации электронными формами ведения и передачи информации не владеют.

Территориальные управления по 9 субъектам Российской Федерации (Республика Алтай, Республика Ингушетия, Республика Карачаево-Черкессия, Республика Тыва, Чеченская Республика, Волгоградская, Магаданская и Тюменская области, Ненецкий автономный округ) данные не представили.

ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан направил письмо об отсутствии измерительных данных за 2004 г.

Представленные материалы ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия, Корякском и Эвенкийском автономных округах не содержат измерительной информации.

В результате не удалось провести оценку индивидуальных эффективных доз облучения населения по 13 субъектам Российской Федерации.

Измерения мощности дозы гамма-излучения в домах разных типов и на открытой территории населенных пунктов проводились в 76 субъектах Российской Федерации. В Коми-Пермяцком автономном округе и Кабардино-Балкарской Республике эти измерения проводились только на открытой местности.

Данные по форме № 4-ДОЗ в некоторых случаях содержали ошибки при расчете доз внешнего облучения жителей (Архангельская, Кировская, Тверская, Омская, Псковская области, Удмуртская Республика, Приморский край, Чукотский автономный округ).

В тех случаях, когда ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Федерации в форму № 4-ДОЗ или в региональный банк данных не была внесена информация о численности населения, проживающего в домах разных типов (Орловская, Оренбургская, Самарская, Сахалинская, Ярославская области, Республика Хакасия и др.), расчет доз от внешнего облучения жителей не представлялся возможным. Однако, если измерения мощности эквивалентной дозы (МЭД) проводились только в домах одного типа, есть возможность оценить дозы за счет внешнего облучения (независимо от количества проживающих там людей). Такая оценка выполнена для Курганской и Владимирской области, где измерения МЭД проводились только в многоэтажных каменных домах в г. Курган и г. Владимир.

Средние по регионам значения мощности дозы находятся в диапазоне:

0,02-0,18 мкЗв/ч – для деревянных домов;

0,03-0,17 мкЗв/ч – для одноэтажных каменных домов;

0,04-0,18 мкЗв/ч – для многоэтажных каменных домов;

0,02-0,18 мкЗв/ч – для открытой территории населенных пунктов.

Такой большой разброс значений МЭД определяется не только реальной разницей гамма-фона в различных субъектах Российской Федерации, но и техническими характеристиками используемых дозиметров. Обращаем внимание, что расчет эффективных доз внешнего облучения жителей должен проводиться согласно п.5.3. Методических указаний МУ 2.6.1.1088-02.

Измерения содержания радона и торона и их короткоживущих дочерних продуктов в воздухе жилых помещений, как и в предыдущие годы, проводились не во всех регионах, представивших формы № 4-ДОЗ. В основном это обусловлено отсутствием соответствующих приборов в ФГУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации или аккредитованных лабораториях на подведомственной территории.

Диапазон измеренных значений эквивалентной равновесной объемной активности (ЭРОА) изотопов радона достаточно велик и зависит как от типа домов в населенном пункте, так и от геологических характеристик местности:

10 - 264 Бк/м3 – в деревянных домах;

8 - 911 Бк/м3 – в одноэтажных каменных домах;

8 - 260 Бк/м3 – в многоэтажных каменных домах.

Именно этот параметр радиационной обстановки явился определяющим при выделении критических групп населения.

Исследования по определению содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде проводятся в очень незначительном количестве субъектов Российской Федерации. В большей части отчетных форм принято среднемировое значение этой компоненты дозы - 0,12 мЗв/год, либо эти данные вообще не представлены. В методических документах по заполнению форм № 4-ДОЗ содержатся аналитические формулы для расчета этой компоненты облучения населения, так что при наличии данных о содержании природных радионуклидов в компонентах рациона питания, могут выполняться прямые расчеты его величины.

Отчетные формы некоторых субъектов Российской Федерации содержат информацию о значениях годовых эффективных доз за счет потребления продуктов питания и питьевой воды, отличающуюся от среднемирового значения. Эти данные, по-видимому, приняты из радиационно-гигиенических паспортов субъектов Российской Федерации или иных отчетных документов. Правда, в некоторых случаях не удалось избежать ситуации, когда расчетные данные уже включают в себя вклад в дозу К40 (0,17 мЗв/год), в то время как в форме № 4-ДОЗ этот вклад должен учитываться отдельно.

Диапазон значений доз за счет продуктов питания и питьевой воды в некоторых субъектах Российской Федерации довольно значителен. Так, для Архангельской области значение дозы составляет от 0,16 до 1,03 мЗв/год, для Хабаровского края – от 0,22 до 0,40, для Калужской области – от 0,29 до 0,34, для Псковской области – от 0,17 до 0,51 мЗв/год. В форме № 4-ДОЗ Иркутской области указано значение этой компоненты дозы в диапазоне 0-1, однако эти значения не являются результатами проведенных исследований.

Вклад К40 во внутреннее облучение жителей принят одинаковым для всех субъектов Российской Федерации (0,17 мЗв/год).

Дозы облучения жителей России природными ИИИ

Оценка годовой эффективной дозы облучения жителей Российской Федерации природными ИИИ получена с учетом численности жителей и составила:

4,28 мЗв/год в 2001году;

4,10 мЗв/год в 2002 году;

3,78 мЗв/год в 2003 году;

3,69 мЗв/год в 2004 году, из них:

1,27 мЗв/год приходится на долю внешнего облучения населения, включая и вклад космического излучения;

2,06 мЗв/год – средняя по стране доза внутреннего облучения за счет изотопов радона (с учетом вклада материнских радионуклидов);

0,19 мЗв/год – среднее значение дозы за счет содержания природных радионуклидов в продуктах питания и питьевой воде;

0,17 мЗв/год – вклад в дозу К40.

Отличия в оценках доз обусловлены в основном недостаточной представительностью выборки обследованных зданий, а также большой вариабельностью дозы за счет изотопов радона.

По данным за 2004 г. наименьшие дозы (1,5-2,5 мЗв/год) облучения природными источниками излучения получили жители Владимирской, Костромской и Камчатской областей, Удмуртской Республики и Таймырского автономного округа, наибольшие (7,51 мЗв/год) - жители Ставропольского края.

По данным форм № 4-ДОЗ за 2004 год средняя суммарная годовая эффективная доза облучения населения превысила 5 мЗв/год в следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край (7,51 мЗв/год), Ивановская (5,07 мЗв/год), Иркутская (5,61 мЗв/год), Курганская (5,19 мЗв/год), Калининградская (5,17мЗв/год), Липецкая (5,53 мЗв/год) и Читинская (6,27 мЗв/год) области, а также Еврейская АО (5,67 мЗв/год). Кроме того, порог в 5 мЗв/год превышают максимальные суммарные дозы облучения жителей Воронежской (8,04) и Ростовской (8,27) областей.

По данным форм № 4-ДОЗ за 2004 год субъектов Российской Федерации, в которых средняя суммарная доза облучения населения превышает 10 мЗв/год, нет (в 2001-2003 годы превышение отмечалось в Еврейской автономной области).

В целях усиления надзора за радиационной безопасностью населения от воздействия природных источников ионизирующего излучения необходимо:

Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

Установить контроль за своевременным представлением формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-ДОЗ в федеральный банк данных, полнотой и достоверностью представляемых данных, использованием программных средств. Особое внимание обратить на выполнение требований Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99) и Норм радиационной безопасности (НРБ-99) в части наличия измерений радиационного фактора при отводе земельных участков под строительство, приемке в эксплуатацию жилых домов и соответствие их гигиеническим нормативам.

При планировании лабораторных исследований в годовых и квартальных планах предусматривать инструментальные исследования нормируемых параметров радиационных факторов природных источников.

Провести анализ состояния обеспечения радиационной безопасности населения от воздействия природных источников с указанием результатов исследования и при уровнях воздействия на население более 5 мЗв в год войти в территориальные органы исполнительной власти с предложениями разработки региональных целевых программ или мероприятий для включения в другие действующие программы по санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации (Республик: Алтай, Башкортостан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Тыва, Бурятия, Чеченская Республика; областей: Волгоградская, Магаданская и Тюменская; автономных округов: Ненецкий, Корякский и Эвенкийский) представить до 30.04.2006 г. объяснения по осуществлению надзора за радиационной безопасностью населения от регламентируемых природных источников при отсутствии лабораторного контроля за ними.

Главным врачам ФГУЗ Центры гигиены и эпидемиологии:

Обеспечить своевременный сбор форм 4-ДОЗ и представление их в федеральный банк данных. Использовать аттестованные программные средства для сбора и обработки информации. Обратить внимание на наличие оборудования для проведения исследований на содержание природных радионуклидов в объектах окружающей среды, питьевой воде. Предусматривать в планах развития материально-технического обеспечения учреждения закупку недостающего оборудования.