Основные гигиенические требования к печатной продукции и учебным изданиям для детей.

С детского возраста ребенок сталкивается с необхо​димостью усвоения значительного объема информации. Несмотря на появление новых путей и средств передачи и усвоения знаний, чтение остается одним из основных способов восприятия инфор​мации.

Процесс чтения – это активная работа органа зрения и мозга. Поэтому для здоровья детей важно, как и в каких условиях они читают.

Безусловно,  книга – лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста. К печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых  может негативно сказаться на здоровье ребенка.

Требования безопасности, предъявляемые к учебным изданиям для детей и подростков, установлены положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011), санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".

Основные гигиенические требования к учебным изданиям предъявляются к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления.

Нарушение гигиенических требований к оформлению книг вызывает напряжение зрения, утомление глаз и может вести к стойким изменениям в строении и функциях органов зрения (близорукость и другим) и ухудшению качества учебной работы школьников. При чтении книг с мелкой, неразборчивой печатью учащиеся быстрее утомляются.

Качество полиграфических материалов и бумаги определяет и санитарное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в эпидемиологическом отношении.

Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, недостаточным развитием у них навыка чтения, что делает сам по себе процесс чтения трудным и утомительным. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в  прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и не должен превышать:

300 г для 1-4 классов;

400 г для 5-6 классов;

500 г для 7-9 классов;

600 г для 10-11 классов.

Обращаем внимание, что вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 г.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.