О предоставлении коммунальной услуги (энергоснабжения) ненадлежащего качества

В связи с многочисленными обращениями граждан по вопросу предоставления коммунальной услуги (энергоснабжения) ненадлежащего качества Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия разъясняет механизм и последовательность действий граждан потребителей в сложившейся ситуации.

При отключении электроэнергии (без предварительного уведомления), перепадах напряжения и выхода из строя электроприборов необходимо зафиксировать указанные факты для дальнейшей защиты и восстановления нарушенных прав потребителей. Данный механизм установлен Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г №307 (далее Правила) и определен порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества. Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. В случае,если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Для проведения перерасчета платы за коммунальные услуги между исполнителем и потребителем составляется совместный акт фиксирующий факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем и является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором (п.71 Правил).

В случае если потребитель и исполнитель не пришли к единому мнению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяется новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей.

Также при наличии акта о предоставлении услуг ненадлежащего качества, потребитель вправе обратиться к исполнителю услуг с требованием произвести перерасчет платы за коммунальные услуги. За каждый час снабжения электрической энергией, не соответствующей установленному стандарту (суммарно за расчетный период), размер платы снижается на 0,15% размера платы, определенной из показаний приборов учета либо нормативов потребления, - с учетом положений п. 61 Правил. За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается на 0,15 % размера платы определенной исходя из показаний приборов либо нормативов потребления, - с учетом положений п. 61 Правил. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: 2 часа, при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, 24 часа при наличии одного источника питания.

Требование о проведении перерасчета потребитель вправе предъявить исполнителю коммунальных услуг при наличии акта. Указанное требование исполнитель обязан удовлетворить в добровольном порядке.

Применительно к сфере защиты прав потребителей как отрасли гражданских правоотношений необходимо иметь в виду, что по общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), защита нарушенных гражданских прав осуществляется судом. Это также установлено положениями п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 О защите прав потребителей (далее – Закон № 2300-1). Административная ответственность за отказ возместить убытки потребителю, в том числе возникшие вследствие оказания услуг ненадлежащего качества, законодательством Российской Федерации не установлена, так как, такое требование имеет имущественный характер. В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона № 2300-1 потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика.

В соответствии со ст. 40 Закона № 2300-1 Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также может быть привлечено судом к участию в судебном заседании для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, граждане-потребители вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Республике Ингушетия для реализации права на судебную защиту при соблюдении вышеуказанного порядка фиксации факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.