Некорректное поведение продавцов по отношению к покупателям.

Некорректное поведение продавцов

по отношению к покупателям.

Часто в адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Ингушетия поступают обращения потребителей на действия сотрудников магазинов (продавцов, кассиров), допускающих некорректное поведение по отношению к покупателям (грубость, нецензурные выражения). При этом в своих обращениях потребители просят принять меры в отношении лиц, допустивших такое поведение, меры воздействия (наказать виновных, привлечь их к ответственности и т.д.).

В этой связи Управление информирует о следующем:

Вопросы, связанные с некорректным поведением сотрудников предприятий торговли, не подлежат правовому регулированию законодательством в области защиты прав потребителей, контроль и надзор за соблюдением которого возложен на Управление, в связи с чем, события, изложенные в обращениях, не могут являться предметом разбирательства со стороны Управления. Законодательством в сфере защиты прав потребителей не установлены требования к поведению сотрудников хозяйствующего субъекта, в этой связи принять меры по указанным фактам Управление не вправе.

Если сотрудники торгового предприятия допускают некорректность в общении (хамство), потребитель вправе потребовать книгу отзывов и предложений и сделать в ней запись о случившемся или обратиться с письменным заявлением к руководителю предприятия.

Правом на осуществление личного досмотра наделен ограниченный круг уполномоченных на то органов. В частности, правом на совершение указанного действия наделены сотрудники органов внутренних дел. Сотрудники охраны магазина, равно как и иные сотрудники, такими правами не обладают. При совершении подобных действий последние могут содержать в себе признаки совершения административного правонарушения (ст. 19.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях) или преступления, квалифицируемого по ст. 330 Уголовного кодекса РФ (самоуправство). Меры за совершение подобных нарушений вправе принимать должностные лица органов внутренних дел (полиции). В этой связи, при наличии оснований, потребители вправе обратиться в соответствующий орган с заявлением о принятии мер в отношении лиц, допустивших нарушения их прав.

При невозможности урегулирования конфликта дисциплинарным способом, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав, чести и достоинства в соответствии с п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В этой связи, при причинении потребителям морального вреда в связи с возникшей ситуацией (хамство со стороны сотрудников магазина или задержание потребителей сотрудниками магазина) разрешить вопрос о его компенсации потребитель вправе в судебном порядке (ст.ст. 11, 12 Гражданского кодекса РФ). Консультативную помощь при реализации права на обращение в суд потребители вправе получить в Консультационном центре по защите прав потребителей ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Ингушетия ( г. Назрань, ул. Московская, №39, тел. 22-89-22, 22-71-59).

Дополнительно сообщаем, что при обращении в суд за защитой своих прав и предъявлении к продавцу соответствующих требований необходимо учитывать положения ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации согласно которой, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.