Методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков

Методические указания от 13 февраля 2013 г.

, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций, а также корректировке перечней должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками, и внедрению системы мониторинга исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками

Настоящие методические рекомендации подготовлены в соответствии с абзацем четвертым подпункта и) пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297, и абзацами вторым и четвертым подпункта с) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления.

Общие положения

Основной целью настоящих методических рекомендаций является обеспечение единого подхода к организации работы по следующим направлениям:

· оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации государственных функций;

· внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками;

· мониторинг исполнения должностных обязанностей федеральными государственными служащими и работниками государственных корпораций, деятельность которых связана с коррупционными рисками.

Результатами применения настоящих методических рекомендаций должны стать:

· определение перечня функций федеральных государственных органов, государственных корпораций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;

· формирование перечня должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками,

· минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций.

I. Определение перечня функций федеральных государственных органов, государственных корпораций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции

В ходе проведения данной работы федеральным государственным органам и государственным корпорациям необходимо из всего комплекса реализуемых функций выделить перечень тех функций, при реализации которых могут возникать (существуют предпосылки для возникновения) коррупционные риски (далее - коррупционно-опасные функции).

Основные обобщенные критерии для определения коррупционно-опасных функций содержатся в разделе III Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 (далее – Указ № 557, Перечень).

В этой связи необходимо обратить внимание на следующие государственные полномочия:

· размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд;

· осуществление государственного надзора и контроля;

· подготовка и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также ограниченных ресурсов (квот, земельных участков и т.п.);

· организация продажи приватизируемого федерального имущества, иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, а также права на заключение договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

· подготовка и принятие решений о возврате или зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

· подготовка и принятие решений об отсрочке уплаты налогов и сборов;

· лицензирование отдельных видов деятельности, выдача разрешений на отдельные виды работ и иные аналогичные действия;

· проведение государственной экспертизы и выдача заключений;

· возбуждение и рассмотрение дел об административных правонарушениях, проведение административного расследования;

· проведение расследований причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному имуществу;

· представление в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации;

· регистрация имущества и ведение баз данных имущества.

Вместе с тем, вышеперечисленные государственные полномочия и положения раздела III Перечня не являются исчерпывающими с точки зрения определения закрытого перечня коррупционно-опасных функций.

Информация о коррупционных факторах в деятельности федеральных государственных органов и государственных корпораций при реализации ими своих функций может быть выявлена:

· в ходе заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов;

· по результатам рассмотрения обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных правонарушениях, в том числе обращений, поступивших по горячей линии, электронной приемной и т.д.;

· по результатам рассмотрения уведомлений представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего, работника государственной корпорации (далее – должностные лица) к совершению коррупционных правонарушений;

· в сообщениях в СМИ о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения должностными лицами требований к служебному поведению;

· в статистических данных по уголовным преступлениям и т.д.

По итогам реализации вышеизложенных мероприятий федеральными государственными органами и государственными корпорациями будут сформированы перечни коррупционно-опасных функций.

Предполагается, что утверждение данных перечней должно осуществляться руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Основаниями для внесения изменений (дополнений) в перечень коррупционно-опасных функций могут стать изменения законодательства Российской Федерации, предусматривающие возложение новых или перераспределение реализуемых функций, результаты проведения систематического анализа и оценки реализуемых функций и т.д.

II. Формирование перечня должностей федеральной государственной службы и должностей в государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками

Оценка коррупционных рисков заключается в выявлении условий (действий, событий), возникающих в ходе конкретного управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения, как для должностных лиц, так и для аффилированных лиц выгоды материального характера (имущество, услуги или льготы), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства.

В этой связи в ходе проведения данной работы должны быть выявлены те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений, а также определена степень участия (широта дискреционных полномочий) должностных лиц в реализации коррупционно-опасных функций, учитывая, что степень такого участия является высокой для извлечения коррупционной прибыли.

К высокой степени участия должностных лиц в осуществлении коррупционно-опасных функций рекомендуется отнести лиц, в должностные обязанности которых входит:

· право решающей подписи;

· подготовка и визирование проектов решений;

· участие в коллегиальных органах, принимающих решения;

· составление акта проверки, выдача предписания об устранении нарушений и контроль за устранением выявленных нарушений т.п.;

· непосредственное ведение реестров, баз данных, содержащих коммерчески значимую информацию.

· Критериями, характеризующими степень участия должностного лица в осуществлении коррупционно-опасных функций, могут служить следующие действия:

· использование своих служебных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо его родственников;

· предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на государственную службу, на работу в государственную корпорацию;

· оказание неправомерного предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении публичных услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;

· использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;

· требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

· нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, организаций;

· дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением символических знаков внимания, протокольных мероприятий и др.;

· а также сведения о:

o - нарушении должностными лицами требований нормативных правовых, ведомственных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными обязанностями;

o - искажении, сокрытии или представлении заведомо ложных сведений в служебных учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом их служебной деятельности;

o - попытках несанкционированного доступа к информационным ресурсам;

o - действиях распорядительного характера, превышающих или не относящихся к их должностным полномочиям;

o - бездействии в случаях, требующих принятия решений в соответствии с их служебными обязанностями.

Результатом реализации вышеизложенных мероприятий станет сформированный (уточненный) перечень должностей в федеральных государственных органах и государственных корпорациях, замещение которых связано с коррупционными рисками. Предполагается, что утверждение данных перечней должно осуществляться руководителем федерального государственного органа, государственной корпорации после рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с антикоррупционным законодательством лица, замещающие должности, включенные в обозначенный перечень должностей, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера членов семьи.

Таким образом, федеральными государственными органами и государственными корпорациями будет определен круг должностных лиц, деятельность и имущественное положение которых является объектом пристального внимания, как со стороны общественности, так и со стороны сотрудников кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, что позволит осуществлять обоснованный контроль за благосостоянием данных должностных лиц и имущественным положением членов их семей.

III. Минимизация коррупционных рисков либо их устранение в конкретных управленческих процессах реализации коррупционно-опасных функций

Минимизация коррупционных рисков либо их устранение достигается различными методами: от реинжиниринга соответствующей коррупционно-опасной функции до введения препятствий (ограничений), затрудняющих реализацию коррупционных схем.

В этой связи, к данным мероприятиям можно отнести:

· перераспределение функций между структурными подразделениями внутри федерального государственного органа, государственной корпорации;

· использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления служебной деятельности (служебная корреспонденция);

· исключение необходимости личного взаимодействия (общения) должностных лиц с гражданами и организациями;

· совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп.

В целях недопущения совершения должностными лицами федеральных государственных органов и государственных корпораций коррупционных правонарушений или проявлений коррупционной направленности реализацию мероприятий, содержащихся в настоящих методических рекомендациях, необходимо осуществлять на постоянной основе посредством:

· организации внутреннего контроля за исполнением должностными лицами своих обязанностей, основанного на механизме проверочных мероприятий. При этом проверочные мероприятия должны проводиться как в рамках проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, так на основании поступившей информации о коррупционных проявлениях, в том числе жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций о фактах коррупционной деятельности должностных лиц в средствах массовой информации;

· использования средств видеонаблюдения и аудиозаписи в местах приема граждан и представителей организаций;

· проведения разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно-опасных функций.